играть в игровой автомат матрешка
Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.
В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А. Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия.
Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.
Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить. Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения.
Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий: «начало», «середина», «конец»; «перед», «за», «после», «между»; «последний», «первый».
Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.
Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.
Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками.
Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова.
Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.
Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А. Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной.
Далее постановка и автоматизация нарушенных звуков ведется параллельно формированию ритмико-слоговой структуры слов.